Cуюров Фарид Абдрахманович |
|
Домашний телефон | - |
Мобильный телефон | 8960 048 15 16 (Зинаида Джумалиева, агент) |
Звания, творческие объединения | - |
МЕЛОДИИ В КРАСКАХ Творчество Фарида Абдрахмановича Суюрова, заслуженного деятеля искусств Республики Татарстан, одна из самых проникновенных и волнующих страниц истории развития пейзажа живописи Татарстана, второй 20 - начала 21 веков. Он смог показать, какое большое содержание может раскрыть в своих поэтических живописных произведениях художник-пейзажист, с какой силой способен он, изображая природу, передавать в своих картинах глубокие и сложные человеческие переживания. Суюров не ищет в картинах природы «необыкновенного» - он восторгается обыденным, простым, но оно трогает душу, отдается в сердце сокровенным мотивом. Все у него знакомо с детства, узнаваемого. Он певец средней полосы России, Поволжья. Художник любовно раскрывает очарование скромных маленьких ее уголков: «Река Сумка» (2005г.), «Лесной пруд» (2007г.) и создает величавые образы, которых передает силу и красоту родной природы - «Февраль» (2007г.), «Лето» (2004г.). В самом простом, нехитром предмете, в виде природы мастер открывает поэзию жизни, вечную красоту мира. Светлым умиротворенным проникнута картина Суюрова «К вечеру» (2007г.). Тихий вечер спокойное жемчужное небо - все предвещает на завтра похожий осенний денек. Теплые лучи заходящего солнца осветили и согрели поддернутую ряской гладь воды, вспыхнули золотом, багрянцем и изумрудами обступившее лесное озеро деревья... Построй в плотно на гармоническом сочетании холодных и теплых тонов, художник в самом колорите передал чувства, которые испытывают в подобный вечер многие люди светло и спокойно вокруг, хорошо на душе, но все же чуть грустно... Легкие голубоватые и лиловые тени легли на талый, пористый снег. Дрожащее - весеннее марево окутало нежной дымкой оголенные сады, в которых еще держится сумрак и скромные дачные домики, к ним уже кто-то с трудом в рыхлой массе тропинки - «Март» (1999г.). Художник помогает зрителю «войти в картину»: он предлагает ему пройти по хрустящему снегу тропинки, мимо блестящих настом сугробов к домикам, обогнуть их и углубится в темнеющий за ними лес... Стойкость, волю к жизни прославляет «Дикая яблоня» (1999г.) всем стихиям - воде, ветру, бурям - противостояло и выжило, победило одинокое дерево яблоко. Она одна осталась здесь на этом островке посреди реки, где некогда цвели сады. И покачивает густую листву одичавшей яблоньки тихий летний ветерок, и плывут над нею по высокому небу белые облака, колышится у ее корней многоцветный ковер полевых цветов и трав... Некоторые полотна мастера переносят зрителя в мир волшебных приданий и легенд: маленькое но глубокое лесное озерцо «Морской глаз» окруженное темными стройными елями, кажется местом обитания русалок и лесных духов, зачарованным таинственным, манящим - «Марийская сказка» (1997г.) Суюров мастер «отражений», изумительных. Сильных захватывающих. Сколько раздолья и каким величавым покоем веет от его «Озерной глади» (2002г.). Нежное светлое небо с легкими розоватыми облачками и густые прибрежные леса мы видим дважды: они отразились в спокойных зеркальных водах. Широко раскинувшегося озера. Правдивость изображения такова, что зритель как бы слышит шелест ветерка, шевелящего листву молодого деревца, ощущает прохладу, чувствует запах воды и трав...В полотнах все дышит и живет: пробежала по воде рябь «Ивы» (2002г.); трепещут на холодном ветру под хмурым свинцовым небом опадающие листья «Осеняя песня» (1997г.); смело рассекая спокойную воду, приближается к берегу лодка с гребцами «Лето» (2004г.). Творчество Суюрова, как всякое подлинное искусство, утверждает жизнь и красоту. И вместе с тем, в его произведениях мы найдем ноты грусти, и звуки скорби, и драматические переживания. Но может ли быть иначе ? За всеми этими полотнами чувствуется мягкая, добрая, лирическая и глубокая душа художника, которому все, что он пишет, дорого и близко. Жизненный и творческий путь Ф.А.Суюрова не был простым и безоблачным. Выпускник Казанского художественного училища, закончивший так же художественное графическое отделение Чувашского Государственного педагогического института, он более 30 лет отдал педагогической и административной деятельности: был директором Казанского художественного училища и Художественного фонда РТ, директорствовал и преподавал в детской художественной школе № 5. Человек удивительной душевной деликатности, такта и обаяния, он был и остается любимцем своих многочисленных учеников, многим из которых помог найти дорогу в Искусство. Одна из них - Альфия Галеева удостоилась бронзовой медали на Всемирной выставке детского творчества в Японии, а другая Гузель Файзрахманова - стала известным живописцем и искусствоведом. Хотя административная и педагогическая деятельность отнимала много сил, времени и энергии - по 12 часов в сутки - Суюров продолжал заниматься живописью, не писать он не мог. Лишь последние 10 лет он посвятил творчеству. В его творчестве ощутимо влияние Казанских художников и педагогов - Н.М.Сокольского, Э.Г.Липкинда, Р.А.Тухватуллина и Б.И.Майорова, - Суюров опирается на традиции Казанской художественной школы, сочетая их с тем, что дали ему Чебоксарские мастера - Р.Ф.Федоров и Н.В.Овчинников. Он развивает эти традиции, обогащая их опытом мировой художественной культуры, восточной и западной, творчески перерабатывая находки и открытия предшественников и современников. Одно ему чуждо: погоня за модой, ложной красивостью. Он всегда честен искренен. В основе картины Суюрова лежат этюды с натуры: он много работает на природе, объездил все Поволжье и Прикамье, часто выезжает в Марийские леса, на Илеть, а также на Мешу и Вятку. Так появились чудесные лирические циклы «Илеть многоликая» и «Меша»:вдохновенные серии «портретов» этих рек в разное время года и суток. Художник удивительно тонко чувствует и отображает малейшие изменения природы: сияет и переливается на солнце сочная влажная зелень травы и деревьев. Бесчисленны оттенки изумрудной зелени, среди которой темнеют стволы Деревьев. Немногие живописцы могут увидеть то цветовое богатство, которое показал Суюров в этом произведении «Илеть» (2007г.). А как естественна композиция картины - в ней нет и намека на «сочиненность!». Полно предчувствие весны его «Пробуждение» (1998г.), легкое влажное дыхание апрельского ветра ощущаешь, глядя на «Весну. Последний снег» (1998г.) где синие тени лежат на островках талого снега, весело звенит в пробуждающемся лесу капель, нежно белеют на солнце березы, тянущие свои красноватые, еще голубые, побеги к голубому небу... Суюров виртуозно владеет различными техниками живописи: акварель, масло, пастель. Писатель с ее бархатностью, тонкостью, мягкостью и нежностью стало излюбленным материалом художника. Его творчество пользуется широкой известностью не только в РТ и РФ, но и в дальнем зарубежье: его произведения хранятся в галереях Турции, Голландии, Великобритании, Финляндии; он постоянно участвует в зональных, автономных и всероссийских выставках. С большим успехом прошло несколько его персональных вернисажей в Татарстане. Это всенародное признание - не случайность: он творит для людей его видение мира, отображающееся в чудесных лирических полотнах, покоряет людей в разных уголках земли. Известный поэт Ахмед Газель написал о творчестве Суюрова: « Я знал, что у тебя редкий талант. И истинное произведение рождается только в том случае, когда живопись, поэзия, музыка в полутонах слитно ложится на полотна. У тебя все это есть. Радуйся! Я радуюсь». Сочетание природного таланта, упорного ежедневного труда и интенсивной работы мысли сделали его мастером. Творчество - процесс совершенствования как личности художника, так и его произведений; говорит Фарид Абдрахманович - « Но самое главное - это общение, это люди, которые с самого начала пути способствовали формированию личности. Я безмерно благодарен своим школьным учителям - за любовь к литературе, музыке, поэзии. Они сумели вложить в нас понятие о порядочности, о нравственных заповедях, вкус к познанию и тягу к высокой культуре. Сквозь эту призму я и научился смотреть на творчество». - В последние годы мне пришлось пройти через многие трудности, «пережить душевные муки и боль. Мы потеряли сына. Не будь семьи друзей, того духовного багажа, который морально подпитывает и поддерживает в трудный час, было бы очень тяжело. У меня много друзей, и каждый из них личность, индивидуальность, по своему талантлив. И без семьи, без теплого внутреннего климата мне вряд ли удалось многое сделать. Общение с близкими по духу людьми и творениями человеческой культуры придают мне силы, делают счастливее. Я не привык выбирать легких путей в жизни. Свой путь я смог найти, - в целом, жизнь состоялась. Сейчас я целиком поглощен живописью - готовлюсь к юбилейной персональной выставке, хочется создать больше новых работ. Планирую побывать вновь в Марийских лесах, на Вятке, Меше, - планов и задумок много. Член Союза Художников России и Татарстана Искусствовед Ильина Мария Евгеньевна.